Гендерное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Что такое Гендерное развитие?
Детское развитие
Главная > Статьи > Гендерное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Все чаще современная литература о воспитании детей делает упор на гендерном развитии и воспитании подрастающего поколения. Подобные же источники советского периода основывались лишь на усредненных данных в воспитании и обучении детей, которые расценивались в качестве эталона: все воспитывались одинаково, и мало кто представлял себе данный процесс как-то иначе, не «по-книжному».

Современное же воспитание/образование построено на индивидуализации каждого ребенка и основывается на особом подходе к личности и внутреннему миру воспитанника. Вылезшие «не по книжке» зубы, самостоятельное хождение без опоры в 6 месяцев, аллергия на «тысячу» продуктов уже не являются чем-то неправильным и необычным. Прогрессивные педагоги и родители теперь уже прислушиваются не только к мнению именитых педагогов и психологов, но и к самому ребенку, его особенным желаниям и потребностям.

Одним из важных моментов такого прогрессивного воспитания является осознание того, что все дети различны не только в поведении и степени умственного развития, но и по своей природной индивидуальности: необходимо четко понимать, что воспитание ребенка-мальчика отличается от воспитания ребенка-девочки. Как? Читайте ниже.

Особенности развития и воспитания мальчиков

Принято считать, что мальчишки позже начинают говорить, ходить, неумело занимаются творчеством, плохо читают и некрасиво пишут. Но! Все это же мы можем найти и у девочек, просто мальчики несколько по-иному выражают себя, а что касается физического развития до самостоятельного хождения – это лишь природная данность и степень желания малыша постигать окружающий мир. И не стоит забывать о темпераменте ребенка и его наследственности.
Гендерное развитие
Однако, есть и особые черты в развитии мальчиков, опираясь на которые необходимо строить воспитательный и образовательный процессы. На них хотелось бы и акцентировать ваше внимание.

  1. В возрасте до восьми лет мальчики более остро распознают звуки, чем девочки.
  2. Мальчикам интереснее и комфортнее выбирать для себя занятия, в которых необходимо активизировать «дальнее» зрение: игра в салочки, метание дротиков, игра в снежки.
  3. Мальчишки имеют меньшую чувствительность кожи, в отличие от девочек, поэтому им практически не известен телесный дискомфорт.
  4. Для полноценного общего развития мальчикам необходимо достаточно просторное поле действий со всевозможными вертикалями для лазанья, «подлезания», прыжков.
  5. Мальчикам свойственно интересоваться точными строениями и различными техническими деталями (их движение). К примеру, они чаще всего будут рисовать именно технику и всевозможные механические вещички.
  6. Мальчишкам свойственно задавать вопросы, направленные на ожидание максимально конкретных ответов на них (да/нет).
  7. Мышление мальчиков, чаще всего, намного интереснее и нестандартнее мышления девчонок. Однако будущие мужчины порой просто не могут правильно выразить свои мысли, потому часто замыкаются в себе, что, как правило, получает неправильную осуждающую оценку окружающих. Но даже несмотря на это, в голове мальчика постоянно идет мыслительный процесс, направленный на решение нестандартных задач.

Особенности развития и воспитания девочек

  1. Девочки более чутко способны реагировать на шум, нежели мальчишки.
  2. Выбирая игры и любое другое занятие, девчонки предпочитают опираться на «ближнее» зрение. К примеру, они могут подолгу возиться с косметичкой, раскладывая и перекладывая перед собой предметы, находящиеся в ней.
  3. В возрасте до восьми лет девочки достаточно сильно раздражаются при телесных контактах, вызывающих дискомфорт.
  4. В отличие от мальчишек, девочки предпочитают изображать людей (себя) на своих рисунках.
  5. Отвечая учителю на занятиях, девчонки постоянно ищут глазами последнего, дабы удостовериться в правильности своего ответа.
  6. Задавая вопросы, девочек, в первую очередь, волнует само установление контакта со взрослым, а уж потом только сам ответ.
  7. Девчонки раньше и четче мальчишек начинают говорить и строить предложения. Однако, отвечая на вопросы, зачастую делают это однообразно и стандартно (есть, естественно, исключения). Девочки чувствуют себя более комфортно в шаблонной ситуации, где они могут с легкостью применить ранее полученный опыт.

Как же воспитывать правильно?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, чтобы избежать конфликта и неблагоприятных последствий в общении с детьми разного пола, следует придерживаться следующих простых правил:

  • никогда не сравнивайте мальчиков и девочек и не ставьте в пример разнополых детей друг другу;
  • не требуйте от детей выполнения физиологически непосильных действий (мальчика не заставляйте вырабатывать каллиграфический почерк, девочку – гонять мяч во дворе);
  • давая задание мальчику, включите в него упражнение на сообразительность;
  • если пришлось сделать замечание девочке, постарайтесь сделать его как можно более тактично и спокойно, объяснив суть проблемы; мальчику – будьте весьма точны, кратки.

И главное: никогда не забывайте, что отхождение от общепринятых правил – это норма!