Детское развитие
Главная > Беременность > Советы врача психолога беременной женщине

Советы врача психолога беременной женщине

Психологи утверждают, что дошкольный период имеет огромное значение в психологическом становлении личности ребенка. Этот период охватывает большой возрастной диапазон — от 3 до 7 лет. Начальный период дошкольного возраста варьируется в пределах от 3 до 5 лет, старший период дошкольного возраста — от 5 до 7 лет.

Психологическое развитие ребенка дошкольного возраста

Общая картина психологического развития ребенка в дошкольном возрасте характеризуется распадом совместной деятельности ребенка с взрослыми, благодаря которому наступает готовность ребенка к самостоятельности и независимости. Такое развитие новой ситуации способствует взаимодействию с взрослыми не только в кругу семьи, но и за его пределами. Ребенок начинает занимать активную позицию в мире взрослых.

Стоит отметить, что, несмотря на доминирующую потребность ребенка быть взрослым и самостоятельным, он не имеет необходимых навыков взаимодействия с окружающим миром напрямую. Ребенок вступает в контакт с внешним миром через сюжетно-ролевую игру, которая развивается у ребенка примерно в 4 года и позволяет адекватно воспринимать и моделировать отношения взрослых.

Игра отражает различные стороны жизнедеятельности ребенка, что дает возможность правильно отреагировать ребенку на неприятные и запутанные ситуации. Ребенок в процессе игры имеет возможность экспериментировать и перебирать модели поведения, тем самым оттачивать свой социально-нравственный опыт.

Таким образом, психологическая сущность и содержание игры заключается в построении социальных отношений и формировании таких новообразований, как мораль, воля и произвольность действий. Игровая деятельность развивает творческое мышление, воображение, смекалку и потребность в общении.

Известно, что дошкольный возраст знаменуется тем, что в личности ребенка формируются первичные формы нравственности и морали, а также ребенок учится подчиняться социально-нравственным нормам поведения, что помогает ребенку действовать по принципу «надо». Такое управление своим поведением становится непосредственным, а главное, осознанным, что приводит к формированию самосознания, которое, в свою очередь, тесно связанно с самооценкой ребенка. Стоит отметить, что самооценка дошкольника формируется посредством сравнения себя с другими людьми и с их результатами деятельности.

Развитие новой системы отношений в дошкольном возрасте ребенка сопровождается кризисом, который начинается в 7 лет. Кризис 7 лет является переломным моментом для ребенка по следующим причинам: во-первых, ребенок начинает осознавать свое место в социальных отношениях; во-вторых, происходит осознание новой социальной роли – школьника; в-третьих, происходят изменения в самосознании, что приводит к качественной переоценке ценностей.

Родители должны знать, что кризис 7 лет тесно связан с самооценкой ребенка. Если неудачи ребенка будут сопровождаться насмешками или порицаниями со стороны взрослых, то есть огромная вероятность того, что у ребенка сформируется устойчивое чувство неполноценности и некомпетентности, а также снизится мотивация к учебной деятельности.

Кризисные проявления на уровне поведения ребенка – это неестественное поведение, натянутая улыбка, чрезмерная манерность, кривляние и капризность.

Итогом психологического развития ребенка в дошкольном возрасте является психологическая готовность к школе. Степень готовности ребенка к обучению в школе определяется посредством наличия познавательных и социальных мотивов учения, а также адекватного развития произвольного поведения, коммуникативной компетентности, интеллектуальной сферы и эмоциональной зрелости ребенка.